ПИСЬМА – СВЯЗЬ РАССТАВАНИЙ ЧЕРЕЗ МАГИЮ СЛОВ…

EreminaFotoЕрёмина О.Н.,

учитель зарубежной литературы
УВК «Кировоградский коллегиум»

ПИСЬМА – СВЯЗЬ РАССТАВАНИЙ ЧЕРЕЗ МАГИЮ СЛОВ…

Поэтизация высокого чувства любви, раскрытие его сущности в стихотворении Константина Симонова «Жди меня…».
(Урок зарубежной литературы для 7 класса)

Цель: ознакомить учащихся с творчеством поэта-фронтовика К. Симонова; раскрыть сущность любовной лирики поэта; совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа поэтических произведений; развивать умения чувствовать и определять настроение стихотворения и состояние лирического героя; подвести учащихся к пониманию красоты истинных любовных чувств человека.

Оборудование: текст стихотворения К. Симонова «Жди меня…» (приложение 3); ИКТ – сопровождение: презентация «К. Симонов. „Письма – связь расставаний через магию слов…”»; виде-ролик «Проект телеканала „1+1”»; раздаточный материал: информационная карточка (приложение 2).

Эпиграф:

Треугольники – птицы, оригами войны.

Горьких судеб страницыи страшны, и нежны.

Далеки расстояньяот фронтов до тылов.

Письма – связь расставаний через магию слов… (Е. Кабалин)

Опережающее домашнее задание (работа динамической группы): подготовить презентацию (5 слайдов) «Творческий путь поэта-фронтовика К. Симонова».

Примечание. Учитель демонстрирует презентацию.

Ход уроку

І. Организационный момент. Слайд 1.

ІІ. Создание ситуации успеха.

  • Любители вы писать стихотворения (письма) о любви?
  • Что вы испытываете, получая такие послания?
  • Каким вы представляете идеал любви?

ІІІ. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы и целей урока.

Слово учителя.

Война – тяжёлое и жестокое испытание для человека. Что помогало выжить, выдержать, вступить в непримиримый бой с врагом солдатам ІІ мировой войны? Конечно… Письма.

Слайд 2.

Их писали огрызками карандашей в окопах, блиндажах, госпиталях. Они доходили до близких, как бы «вживую», из рук в руки, сохраняя тепло родных пальцев, сердец и душ. Письма с фронта до сих пор бережно хранят во многих семьях. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная…

Слайд 3.

Работа с эпиграфом.

  • Как вы понимаете строки из стихотворения Е. Кабалина, взятые эпиграфом к нашему уроку?

Слайд 4.

Тема сегодняшнего урока «Поэтизация высокого чувства любви, раскрытие его сущности в стихотворении К. Симонова „Жди меня…”». Мы ознакомимся с творчеством поэта-фронтовика Константина Михайловича Симонова и попытаемся понять какую же «магию слов» таит в себе его произведение.

Слайд 5.

Проблемный вопрос:

  • Что придаёт лирическому герою силы, чтобы выжить?
  • При каком условии, по мнению автора, солдаты возвращаются с войны?

ІV. Работа динамической группы: презентация «Творческий путь поэта-фронтовика К. Симонова».

Слайды 6-10.

V. Анализ текста с использованием диалогических технологий.

Слайд 11.

  1. Чтение стихотворения учителем.
  2. Построфное чтение стихотворения тремя учащимися.
  3. Определение первичного эмоционально-чувственного восприятия:
  • Что вы почувствовали?
  • Какие картины нарисовало ваше воображение?
  • Что вас удивило?
  • Что стало непонятным для вас? Почему?
  • О чём вы хотите поговорить?

4. Исследование текста:

  • Почему это стихотворение нашло такой отклик в сердцах миллионов людей? (По форме (жанру) – это письмо солдата с фронта к любимой женщине, К. Симонова к В. Серовой; оно написано просто и проникнуто искренностью.)
  • Какие художественные миры нам представлены? В каком соотношении они находятся? («Свой» / «далёкий»: верить – жить; «чужой» /«близкий»: война – смерть. Они противоположны.)
  • Определите роль лирического героя в тексте? Что придаёт тексту личностный (автобиографический) характер? (Герой-автор. Местоимение І лица «меня».)
  • Есть ли в тексте указание на время? (Нет, но мы знаем, что стихотворение было написано в 1941 году, в начале Великой Отечественной войны.)
  • Докажите при помощи текста эмоционально-смысловую роль словосочетания «жди меня». Сколько раз оно повторяется в І, ІІ и ІІІ строфах? («Жди меня» – анафора: повторяется в начале І строфы – 8 раз, ІІ –2 раза, ІІІ – 1 раз. Это художественное средство помогает раскрыть особенность динамики чувств лирического героя и является ключевым для авторского понимания сущности понятия «жди меня».)

Работа с обобщающей смысловой таблицей (приложение 1.)

«„ЖДИ МЕНЯ” – ЭТО МАГИЯ СЛОВ…»

Слайд 12.

  • Почему дожди «жёлтые»? (Это эпитет, символизирующий состояние тоски лирического героя. Автобиографический момент: в беседе с редактором газеты «Правда», на вопрос: «Почему дожди жёлтые?», Симонов ответил: «Не знаю, наверное, так я хотел высказать свою тоску.»)
  • Докажите при помощи текста эмоционально-смысловую роль звукосочетания «жд». («Жд» – это аллитерация (жужжание и стук) – «жди-дожди», «жди – не ждут», «жди-ждёт». Тоска перерастает в тревогу.)
  • Какое символическое значение числа 8 в І строфе? (Это отчаяние. Герой не просто ощущает тревогу, это страх смерти.)
  • С какой целью автор внутренний мир героя раскрывает через природу? (Идёт война, герой-солдат; автор говорит о не природности, не естественности войны и (как следствие) расставания с любимыми.)
  • Почему в начале войны герой-автор находится в таком подавленном состоянии? Подтвердите свою мысль текстом. (Автобиографический момент: для Симонова война началась в 1939 году на Халхин-Голе в качестве корреспондента, к 1941 году он уже имел представление о фронтовых буднях и знает не понаслышке, что очень скоро тысячи семей начнут получать вместо писем похоронки. Он знает, что ждать не просто, поскольку ожидание бывает долгим: «жёлтые дожди», «снега метут», «жара».)
  • Как герой просит его ждать? Обоснуйте свой ответ текстом. (Даже когда «других не ждут», «писем не придёт», «надоест всем, кто вместе ждёт» – при любых обстоятельствах.)
  • Какое символическое значение в І строфе приобретает словосочетание «жди меня»? (Это крик души, заклинание, молитва.)
  • Докажите при помощи текста, как меняется интонация обращения лирического героя к любимой во ІІ строфе? (Он приказывает (глаголы повелительного наклонения «не желай», «пусть поверят», «пусть устанут…», «выпить не спеши горького вина».)
  • Почему вино горькое? (От слёз; герой приказывает не оплакивать его раньше времени, то есть не хоронить.)
  • Вспомните христианскую традицию поминания умерших. Какое символическое значение приобретает «огонь» в данном контексте? (Умерших поминают при свечах; огонь устремлён в небо, к Богу. Это символизирует божественное начало.)
  • Как в ІІІ строфе меняется внутреннее состояние героя? (Он перестал бояться смерти и уверен в своём возвращении.)
  • Почему люди скажут, что солдату «повезло»? (Они не ждали его, не верили в его возвращение.)
  • Почему в ІІІ строфе «жди меня» звучит только один раз? (Солдат уверен, что его ждут и любят. А любовь, с её всепобеждающей силой, способна творить чудеса – спасти солдата от пули.)
  • При каком условии, по мнению автора, солдаты возвращаются с войны? Подтвердите свою мысль текстом. («Просто ты умела ждать, как никто другой».)

Слайд 13.

Вывод: с одной стороны, мысль проста и понятна, с другой, словосочетание «жди меня» звучит как заклинание «Аминь» в молитве в І строфе; приказ – во ІІ; а в конечном итоге – в ІІІ строфе, как гимн любви. Гармонию души герой находит в соединении природного (ЖДАТЬ, ЗНАЧИТ ВЕРИТЬ, НАДЕЯТЬСЯ, ЛЮБИТЬ) и божественного начала (ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ), что и придает целостность всему художественному произведению.

V. Подведение итогов урока.

Слово учителя.

В Украине с 2007 года существует социальный интернациональный телевизионный проект поиска людей «Жди меня». За это время было найдено более 150000 людей.

В интернете сегодня появилось множество видеороликов с исполнением стихотворения К. Симонова «Жди меня» знаменитыми артистами.А в 2014 году при участии сотрудников телеканала «1+1» это стихотворение впервые прозвучало на украинском языке в переводе Юрия Гончарова.

Видеоролик «Проект телеканала «1+1».

  • Как вы думаете, почему сегодня это стихотворение в Украине переживает новый этап популярности? Почему так важно сказать эти слова на нашем родном языке? (В 2014 году в Украине началась война. Пришло время сказать эти слова Веры, Надежды и Любви нашим солдатам в зоне АТО, чтобы поднять дух патриотизма.)

Слайд 14.

  • Напишите сочинение-миниатюру (до 7 предложений) «Мое открытие поэзии К. Симонова „Жди меня…”».

VІ. Аргументация и выставление оценок.

Слайд 15.

VІІ. Домашнее задание.

  1. Индивидуальное творческое задание: сделать кардмейкинг для украинского солдата в зону АТО: (http://podarokhandmade.ru/210-chto-takoe-kardmeyking.html).
  2. Письменно ответить на вопрос: «Почему, по мнению писателя-классика Ивана Тургенева, «любовь… сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь»?»
  3. Прочитать повесть А. К. Дойля «Пёстрая лента».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1EreminaShema1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2EreminaShema2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

КОНСТАНТИН СИМОНОВ

В. С.

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Жёлтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждёт.

 

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души…

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

 

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: – Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, –

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

1941