УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 7 КЛАСС (урок с использованием активных методов обучения)

Гатеж Тетяна ВолодимирівнаГатеж Тетяна Володимирівна,
спеціаліст І категорії
учитель російської мови та літератури
Костянтинівської загальноосвітньої школи-інтернату І-ІІ ступенів №1
Костянтинівської міської ради Донецької області

Тема: «Вас приглашает страна Местоимение»
(урок с использованием активных методов обучения)

Анотація 

Останній урок у темі «Займенник». Учні відправляються у морську подорож, де будуть шукати скарби та місто, яке пішло під воду багато років тому; удосконалювати знання та навички з заданої теми.

Ключові слова: местоимение, морфология, орфографія

Тема: «Вас приглашает страна Местоимение»

Цели:

  •  повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме Местоимение»;  
  •  формировать умение применять изученное на практике;
  •  развивать  интерес  к  предмету,  память,  внимание,  сообразительность;
  •  повысить  мотивацию к обучению
  • совершенствовать навыки как письменной, так и устной культуры речи.

Задачи:

Обучающие – совершенствование практических умений использовать полученные знания по теме «Местоимение» (умение находить местоимения, отличать от других частей речи, различать разряды местоимений и уметь их правильно употреблять, решать тестовые задания); обогащение словарного запаса; активизирование самостоятельной деятельности обучающихся; отработка навыка взаимопроверки и взаимоконтроля;

Развивающие – совершенствование навыка работы с различными источниками информации с целью отбора  необходимого материала; развитие самостоятельности мышления в условиях фронтальной, индивидуальной и групповой работы. 

Воспитательные – воспитание уважительного отношения к мнению других, собранности, чёткости действий в процессе работы.

Материалы: якоря разного цвета.

Музыка «Шум моря».

На доске – синие волны моря, вдалеке – маяк.

Маршрутные листы.

Технология проведения:

Перед началом УРОКА участники делятся на группы, выбирая для себя якорь определенного цвета. Затем, используя маршрутные листы, распределяют роли внутри команды и представляют свой результат.

Этапы  урока

Блок 1.Работа над темой

                     * «Билеты на корабль»,

                     *   «Следопыты»,

                     *  «Раскопки»,

  Блок 2.  Физминутка

                         «Я, ты, он, она»,

Блок 3.Заключительный этап                        

                           «Следующий»

                           «Незаконченные предложения»

Ход урока

– В далекие времена далеко на юге существовали острова под названием Местоимённые. Объединяли их одни законы. И жили подданные их, благословляя императора Указательное местоимение. Но… любая история начинается с этого знаменательного НО. Но действующие подземные вулканы на тех островах были постоянной угрозой жителям Местоимении. Когда-то самое страшное должно было случиться. И случилось.

Острова ушли на дно. А с ними – их великая тайна, которую пытается раскрыть каждое новое поколение. Мы с вами  попытаемся тоже раскрыть эти великие тайны. Что же это за жители Местоименных островов, каких высот культуры они достигли? Может быть, их культура ничуть не меньше культуры знаменитой Атлантиды?

1.Работа над темой

 урок с использованием активных методов обучения         «Билеты на корабль»

Цель:  настроить учащихся на решение задач урока

Приглашаю вас в увлекательное путешествие в страну Местоимение. Чтобы взойти на корабль, каждая команда должна приобрести билет. Сегодня в качестве билета будет вопрос по теме урока, чтобы проверить, насколько вы готовы к исследовательскому путешествию.

Билеты – вопросы:

 Экспресс-опрос (по 1 вопросу каждой группе). Продолжить фразы:

а) местоимения – это … ( самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их);

б) все местоимения без исключения  изменяются по… (падежам, некоторые – по родам и числам);

в)назовите местоимение, которое не имеет формы именительного падежа;

г) какие местоимения могут отличаться одной морфемой – частью слова(отрицательные и неопределенные);

Учитель оценивает ответы команд по 5-бальной системе. В маршрутные листы записываются первые баллы.

 – Ну что ж, все готовы к отплытию! Отдать швартовы! Я приглашаю вас в кают-компанию, чтобы обсудить наше путешествие.

Посмотрите, мы проплываем мимо маяка. Мне кажется, это послание относится к нам. Ну что ж, в добрый путь! Семь футов под килем!

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 7 КЛАСС  «Следопыты»

Цель: проверить готовности команд к решению учебных задач

Располагайтесь все удобнее и начнем нашу подготовку к работе.

Вы прекрасно понимаете, что любое дело по плечу знающему. Значит и мы с вами должны время долгого пути не потратить напрасно. Как вы думаете долго ли готовятся моряки, чтобы выйти в море. Давайте проверим, готовы ли вы к своим свершениям?

Задание №1 всем группам: выпишите, не повторяя, все местоимения (с предлогами), определите разряд, сгруппировав их.    

Кто устал от нудных правил,
От ученья занемог?
Кто себя с трудом заставил
Скучный выучить урок?
У кого ошибок море
И в пометах вся тетрадь?
Для тебя ученье горе,
Двойку ты схватил опять?
Знаешь, друг, не будь зубрилой,
Ведь зубрёжка – это ложь.
Прочитай стихи, мой милый,
Улыбнись и всё поймёшь.
Вмиг исчезнут огорченья,
Станешь грамотно писать.
От уроков, без сомненья,
Будешь радость получать.
Сделать лёгким всё, что сложно, -
Это главное для всех.
Всё реально, всё возможно.
Верь в себя, придёт успех.
Вмиг исчезнут огорченья,
Станешь грамотно писать.
От уроков, без сомненья,
Будешь радость получать.
Сделать лёгким всё, что сложно, -
Это главное для всех.
Всё реально, всё возможно.
Верь в себя, придёт успех.
Давайте проверим свои результаты :
Для тебя, ты  – личные;
мой – притяжательные,
вся, всё, всех  – определительные,
это – указательные,
(в)  себя – возвратное,
кто, кого – вопросительное,
что – относительное.

Запишите в свой маршрутный лист столько баллов, сколько было правильных ответов (наибольшее – 11б)

Обобщающая (на данном этапе) беседа.                                       

 1. Какой разряд местоимений употребляется в стихотворении чаще? (определительные). Мы как раз проплываем мимо развалин дворца этих местоимений. А почему рядом жилище возвратного местоимения такое маленькое?       (Оно одно)   .                                                                          

 2. Ребята, каких местоимений не оказалось в этом стихотворении? Они до сих пор живут на Перекрёстке Орфограмм. ( Неопределенно-личные, отрицательные)  Какие орфограммы, связанные с ними, вам известны? (не-ни, слитно-раздельно). Напишите по одному примеру на слитное и раздельное написание.  (Устная проверка и выставление баллов – баллы за правильный ответ – спасательный круг.

Задание №2. Ребята, прислушайтесь, вы слышите разговор двух юнг? Лично меня он очень смущает.

Посудите сами: (задание высвечивается в презентации): исправьте ошибки в употреблении вопросительных местоимений.

      Сколько время?

      Чего ты делаешь сегодня вечером?

      Какие твои планы на завтра?

      Сколько много интересного вокруг?

Правильный ответ высвечивается в презентации после проверки решения задания. Оценивание, вручение спасательных кругов.  «Я, ты, он, она»

Цель: снять напряжение, разрядить обстановкуЦель: снять напряжение, разрядить обстановку

Свистать всех наверх! Сложная творческая работа предполагает и отдых.

Приглашаю в танцзал. Предлагаю вашему вниманию физминутку, которую я провожу со своими детьми. Я буду показывать, а вы выполняйте разминку так, как вам нравится.Включается видеоролик «Я, ты, он, она» – 36 секунд

 «Раскопки»

Цель: проверить качество усвоенного материала

Учитель:  Друзья, первую часть нашего пути мы преодолели успешно. Мы с вами доплыли до развалин подводного города, уже погрузились на дно морское, а теперь работаем в развалинах  города Местоимение. Конечно,  впереди еще много препятствий, но мы уже многое и сделали. Приглашаю всех Вас в конференц-зал, для серьезной работы  он подходит больше, так как в нем есть всё необходимое. На развалинах этого города мы нашли обрывки манускрипта и , чтобы восстановить его и узнать, что же нужно для дальнейшего путешествия,  мы должны решить чайнворд.

Из первого понятия вы берете вторую  букву, из второго -вторую, первую, из третьего – первую и вторую, из четвертого – первую.

Задания:

– один из разрядов местоимения, который служит в речи для более или менее определенного указания на понятие, известное говорящему или его слушателю(указательное);

-наука о частях речи(морфология);

-один из непостоянных признаков местоимения(падеж);

-член предложения, которым выступает местоимение в данном предложении

Мир-другой(сказуемое).

Ответ :компас

Учитель: Спасибо всем группам! (идет оценивание и вручение спасательных кругов-оценок).

 «Морской бой»

Цель: – в творческой работе набрать как можно больше баллов для своей группы, используя багаж знаний по местоимениям;

 – использовать групповую работу для повышения знаний участников группы, активизировать работу всех участников.

Итак, мы с вами выполнили свою задачу: провели раскопки в подводном городе Местоимение, раскрыли многие тайны жителей этого города. А теперь – домой! (музыка «Пираты Карибского моря») Пора подводить итоги! Но по пути домой на нас напали морские пираты. Завязался самый настоящий морской бой. Чтобы отбиться от них мы должны выполнить задание творческого характера. Проверим, насколько помогло вам путешествие осилить Знания о местоимениях. Итак, группы:  вам нужно заполнить лагуны. Сколько названий  вы успеете записать за 1 минуту, столько баллов  добавляется вашей группе. Одно НО! Повторяться при чтении нельзя! А читаете вы поочередно. Указывайте разряд местоимений. «Сам себе режиссер»,  «Пока все дома», «Жди меня»,  «Вы очевидец», «Самый умный»,  «Эти забавные животные», «Мы»,  «Кто хочет стать миллионером?», «Наш сад», «Своя игра», «Кино,  которое было»…

Чтобы поднять затонувший город, нужно объединить все силы, собрать все разряды воедино. Я предлагаю составить  флештекст , в который  вы включите хотя бы по одному примеру из каждого разряда местоимений. С помощью этого флештекста мы сможем поднять со дна морского затонувший город Местоимение.

Я, как никто другой, была заинтересована в этом путешествии.

1 группа.  Все мы ……….

2 группа. Нечего сказать…….

3группа.  Кто-то писал, нечто….., что-то…..

4 группа. Какое…….

 Вот мы с вами и подплываем к загадочному городу Местоимение. Благодаря нашему упорному труду он поднялся с дна морского и встречает нас.  Посмотрите, вот он, показался вдали, но почему-то он какой-то скучный, не праздничный. Мы проделали большую работу и , чтобы город засверкал, мы его украсим флагами, на которых обозначим морфологические  и грамматические признаки местоимений.

«Незаконченные предложения»

*У местоимения их девять и все они имеют разное грамматическое значение(разряды)

*Каждую из эти 3-х самостоятельных частей речи может заменить местоимение. Назовите одним словом эти части речи.(имена)

*Непостоянные грамматические признаки местоимения(падеж,число(если есть),род(если есть))

* У местоимения в украинском языке есть родной брат. Назовите его (займенник)

Работа групп . Озвучивание результата работы. Оценивание.

Благодарю всех за сотрудничество!